1.Почему индивидуальный предприниматель обязан уплачивать страховые взносы, независимо от того работал он или нет?

Обязанность по уплате страховых взносов индивидуальным предпринимателям установлена статьей 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» исходя из стоимости страхового года, что установлено статьей 14 Федерального закона №212-ФЗ.
То есть независимо от того, осуществлял предприниматель деятельность или нет, страховые взносы уплачиваются в виде фиксированного платежа (ежемесячно, ежеквартально или ежегодно), по ставкам установленным пунктом 2 статьи 12 Федерального закона №212-ФЗ.

 

2.Как производится расчет страховых взносов для индивидуальных предпринимателей с 2012 года?

Расчет производится на основании пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» как произведение МРОТ, установленного данным Законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд установленного частью 2 статьи 12 Федерального закона №212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

Формула для вычисления:   МРОТ     Х   12    Х    тариф    =    страховые взносы

Федеральный МРОТ по состоянию на 1 января 2012 г. составлял 4611 руб.
То есть в ПФР индивидуальным предпринимателям в 2012 г. нужно будет перечислить страховые взносы в сумме 14 386,32 руб. (4611 руб.х 12 x 26%), а в ФФОМС - 2821,93 руб. (4611 руб.х 12 x 5,1%), из них пенсионные взносы в ПФР будут распределяться следующим образом:
Индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше будут перечислять всю сумму взносов на финансирование страховой части пенсии.
Прочие индивидуальные предприниматели станут уплачивать 11 066,4 руб. (4611 руб.х 12  x 20%) взносов на страховую часть трудовой пенсии. А 3319,92 руб. (4611 руб.х 12 x 6%) нужно будет перечислить на финансирование накопительной части пенсии. Такой порядок установлен п. 2.2 ст. 22 Закона N 167-ФЗ.

 

3.Кто должен предоставлять отчеты РСВ-2 в 2012 году?

Теперь не нужно будет отчитываться в ПФР индивидуальным предпринимателям, уплачиваемым страховые взносы за себя. Напомним, что ранее они должны были ежегодно представлять расчет по форме РСВ-2 ПФР. C 1 января 2012 г. обязанность по сдаче формы РСВ-2 ПФР упразднена. Соответствующие изменения внесены в ст. 16 Закона N 212-ФЗ.
 Но исключена обязанность плательщиков, уплачивающих страховые взносы исходя из стоимости страхового года, кроме глав крестьянских (фермерских) хозяйств, представлять ежегодную отчетность. Остальные плательщики страховых взносов будут в 2012 году по-прежнему сдавать отчетность в два фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации.
Напомним также, что индивидуальные предприниматели, имеющие наемных работников или выплачивающие вознаграждения иным физическим лицам, по-прежнему должны ежеквартально отчитываться в ПФР по начисленным и уплаченным страховым взносам с этих выплат.
Нюансы, требующие особого внимания. Для того чтобы заработок директора включать в расходы при упрощенной системе налогообложения, с ним лучше заключить трудовой договор.

 

4.Как начислять страховые взносы с выплат иностранным гражданам?

В 2011г. страховые взносы нужно было начислять на доходы только тех иностранных граждан, которые являлись временно либо постоянно проживающими на территории России. Заработок временно пребывающих иностранцев взносами не облагался (пп. 15 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). Соответственно, такие иностранцы и не имели возможности получать в России пенсионное и социальное обеспечение (п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ, п. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ).
Теперь ситуация изменилась. Согласно новой редакции п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования лицами являются иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории РФ и заключившие трудовой договор на неопределенный срок или срок не менее шести месяцев.
Таким образом, взносы в Пенсионный фонд РФ теперь нужно начислять и с выплат временно пребывающим иностранцам, если с ними заключен трудовой договор, по крайней мере, на шесть месяцев. Соответственно, на работодателей ложится дополнительная нагрузка по уплате взносов.
И бухгалтеру в любом случае придется вникать в правовое положение иностранца. Дело в том, что с выплат в пользу временно пребывающих иностранных граждан начисляются взносы только на страховую часть трудовой пенсии независимо от их года рождения (п. 2 ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ). Что же касается взносов в остальные внебюджетные фонды, то они по-прежнему начисляются с выплат только в пользу иностранных граждан, постоянно и временно проживающих на территории РФ (пп. 15 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
Пример. Начисление взносов на доход иностранца, временно пребывающего на территории России.
ООО "Феникс" применяет УСН и уплачивает страховые взносы во внебюджетные фонды по льготным ставкам на основании пп. 8 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. В январе 2012 г. в организацию принят на работу гражданин Германии Г. Фитц, временно пребывающий на территории России. По каким ставкам нужно начислять взносы с выплат в пользу иностранца, если с ним заключен трудовой договор сроком на восемь месяцев?
Так как трудовой договор заключен на срок более шести месяцев, с выплат в пользу Г. Фитца нужно начислять взносы в ПФР. ООО "Феникс" в 2012 г. имеет право на льготные ставки, значит, с выплат Г. Фитцу будут начисляться пенсионные взносы по ставке 20% (поскольку у ООО "Феникс" льготный тариф). Причем независимо от года рождения Г. Фитца все взносы будут уплачиваться на страховую часть трудовой пенсии.

 

5.Нужно ли уплачивать взносы с доходов директора, который является единственным учредителем?

Ситуация, когда единственный учредитель является одновременно директором, достаточно распространена, особенно среди фирм, применяющих "упрощенку". В прошлом было немало дискуссий о том, нужно ли с таким директором заключать трудовой договор и законно ли это. Ведь от наличия трудового договора, с одной стороны, зависит обязанность начислять страховые взносы. А с другой стороны, уже сам факт уплаты или неуплаты взносов влияет на то, сможет ли такой учредитель-директор заработать себе государственную пенсию, имеет ли он право на социальные пособия и др.
Важное обстоятельство. Страховые взносы начисляются на выплаты в рамках трудовых отношений.
Закон N 379-ФЗ трудовое законодательство не менял, однако внес изменения в федеральные законы, регулирующие страховое обеспечение. И теперь есть четкая ясность - что, куда и как нужно платить с дохода директора, являющегося единственным учредителем.
Напомним, что согласно ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения могут возникать:

  • на основании трудового договора;
  • в результате избрания (назначения) на должность;
  • в результате утверждения в должности.

Таким образом, единственный учредитель своим решением может сам себя назначить на должность директора. Этого будет достаточно, чтобы между ним и юридическим лицом возникли трудовые отношения. А выплаты в рамках трудовых отношений, как известно, облагаются страховыми взносами (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Значит, независимо от того, оформлен трудовой договор с учредителем-директором или нет и есть только решение самого учредителя о назначении себя на должность директора, ему необходимо начислять заработную плату и с нее исчислять взносы.
При этом мы советуем трудовой договор все же оформить. Это позволит избежать возможных проблем со списанием сумм заработка на расходы. Ведь расходами на оплату труда являются выплаты, предусмотренные трудовыми договорами (ст. 255 НК РФ, пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

 

6.В каком случае у индивидуального предпринимателя не осуществляющего деятельность, появится основание не уплачивать страховые взносы в ПФР?

Основанием является снятие с налогового учета в качестве индивидуального предпринимателя, с внесением соответствующих изменений в Единый государственный реестр (ЕГРИП). Для этого подается заявление в территориальный налоговый орган, где состоит на учете индивидуальный предприниматель по форме №Р26001 (приложение к Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 №439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей").
Если предприниматель прекращает предпринимательскую деятельность после начала очередного расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате им за этот расчетный период, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно. Такой порядок установлен ч. 4.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ.

 

7.Какие документы имеет право требовать у государственного учреждения территориальный орган ПФР, проверяя правильность исчисления страховых взносов? В каких случаях представляются подлинники документов и требуется ли нотариальное заверение копий документов?

Проверяющие органа контроля за уплатой страховых взносов изучают документы, служащие основанием для исчисления взносов, и документы, подтверждающие правильность исчисления взносов. Запрашиваемые документы представляются в виде копий, которые учреждение заверяет самостоятельно. Их нотариальное удостоверение не требуется. С подлинниками контролирующие органы могут ознакомиться только по месту проведения выездной проверки.
Основание: п. 1 ч. 1 ст. 29  и ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

 

8.Какая ответственность предусмотрена за непредставление (несвоевременное представление) документов?

За отказ от представления запрашиваемых сведений или непредставление их в установленные сроки предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (статья 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").

 

9.В каких сроки необходимо представить документы проверяющим органа контроля за уплатой страховых взносов и в каких случаях их можно продлить?

В соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" документы истребованные в ходе проверки представляются в течении 10 дней. Если такой возможности нет, то сроки представления документов продлеваются в соответствии с пунктом 6 статьи 37 указанного Закона.

 

10.У муниципального учреждения нет возможности предоставить должностным лицам ПФР и ФСС РФ, осуществляющим выездную проверку, свободный кабинет, в связи с чем выездная проверка будет проводиться по месту нахождения территориального органа ПФР. Может ли бухгалтер учреждения присутствовать при проведении такой проверки?

Представитель учреждения вправе присутствовать при проведении выездной проверки на территории органа контроля.
Основание: В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" учреждение имеет право присутствовать при проведении выездной проверки.
Согласно ч. 1 ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на территории (в помещении) плательщика страховых взносов. В случае если у плательщика страховых взносов отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов.
Исходя из этого положения, учреждение вправе присутствовать и при проведении выездной проверки на территории органа контроля.

 

11.Какие ставки страховых взносов действуют с 2012 года?

Напомним, что в 2011 году совокупная ставка страховых взносов составляла 34%. Из них 26% работодатели платят в Пенсионный фонд Российской Федерации, 2,9% - в Фонд социального страхования Российской Федерации, 3,1% и 2% - в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования соответственно.
Начиная с 2012 года ставка страховых взносов в ПФР уменьшится с 26% до 22%. При этом будет проиндексирована и облагаемая страховыми взносами база каждого работника, то есть предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы. Он вырастет с 463 до 512 тысяч рублей. Также установлен тариф страхового взноса свыше предельной величины базы для начисления страховых взносов в размере 10 процентов.
Ставка страховых взносов в ФСС и ФОМС в 2012 году не изменится и останется на уровне 2011 года.

 

12.Какие-то изменения произошли в 2012 году для тех, кто уплачивает пониженные тарифы страховых взносов?

С начала 2012 года изменился список тех, кто имеет право на пониженный тариф страховых взносов. Теперь в этот список дополнительно входят следующие организации:
аптечные организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход,
некоммерческие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта (за исключением профессионального),
благотворительные организации, применяющие упрощенную систему налогообложения,
организации, оказывающие инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности.
Также внесены изменения для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. Для них применяется тариф - 0%.
Помимо этого расширен круг застрахованных лиц, в пользу которых работодатель будет уплачивать страховые взносы. К застрахованным лицам теперь относятся иностранные граждане, имеющие статус временно пребывающих на территории РФ.

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием систем аналитики «Яндекс. Метрика» и «Google Analytics», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ